Интегрированные занятия в дошкольном образовании

Развитие целостной, жизненно компетентной личности — главная задача, которую ставит перед современное дошкольное образование. И его реализация требует поиска новых, усовершенствованных форм методов и принципов работы. Интегрированный подход к образовательному процессу давно доказал свою эффективность в зарубежной педагогической практике и теперь стремительно распространяется и на отечественной образовательной ниве. Однако, к сожалению, не всегда мы правильно его понимаем, считая интеграцией любое сочетание информации из различных областей знаний. Кстати, если в данный момент Вас интересует выполнение контрольных на заказ, обращайтесь на сайт studygood.ru.

Реформирование содержания дошкольного образования предусматривает внедрение в педагогическую практику интеграционного подхода, суть которого заключается в целостности образовательного процесса. Интеграция — (от лат integratio — восстановление, восполнение) — объединение взаимопроникновение отдельных элементов в единое целое. В результате интеграции содержания дошкольного образования ребенок овладевает не только знаниями по отдельным отраслям, сколько целостными знаниями о жизни, мире, в котором он живет, природе, людей, самого себя.

Именно интегрированное образование способно сформировать у современного дошкольника детское мировоззрение как систему взглядов на окружающую среду и собственное «Я», способствовать образованию в его сознании целостной картины мира, становлению ребенка как активного субъекта жизнедеятельности, компетентной личности.

Стремление к интеграции во всех звеньях образования является общемировой современной тенденцией, которая распространилась и на отечественном образовательном пространстве. Следует отметить, что проблема интеграции не является для нас совершенно новой, она была предметом внимания педагогов на протяжении многих веков.

Педагогические условия реализации принципа интеграции

  • Разнообразие форм познавательной деятельности: исследования, трансформации, экспериментирования и моделирования различных по величине, количеству и пространственному размещению объектов.
  • Целесообразно сочетание материала из разных содержательных линий и использования его в процессе жизнедеятельности.
  • Сотрудничество, сотворчество детей и воспитателей, предоставление детям права выбора и возможности самостоятельно находить пути решения задач или проблемных ситуаций.

С целью воспитания компетентного дошкольника, педагогам стоит выйти на широкое жизненное пространство, активно применять принцип интеграции не только на организованных фронтальных занятиях, но и во всех видах жизнедеятельности. При этом следует шире организовывать «занятия» не как привычную для многих форму учебной работы, а как занятость ребенка в течении реального не чрезмерно регламентированного времени с предоставлением приоритетов общению, обсуждению, наблюдению. Крайне важно, чтобы современный ребенок мог приобретать и применять знания и умения непринужденно, в повседневной жизни, усваивая при этом основные законы бытия (как, смену дня и ночи, цикличность времен года), сравнивая, упорядочивая и выясняя причины и последствия различных явлений.

Применение принципа интеграции значительно расширяет возможности педагогического воздействия: стимулируется аналитико-синтетическая деятельность детей, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умения анализировать, сравнивать предметы, объекты окружающей среды, что обеспечивает целостное восприятие мира. Но это происходит только при определенных условиях.

Оцените статью